Перевод на русский язык репортажа Отта Ярвела/Soccernet.ee.
Николай Бурдаков, президент «Нарва Транс», не хочет или не умеет скрывать своего разочарования по поводу того, что ида-вирумааский футбольный крытый холл из-за политических игр будет построен в Йыхви, а не в Нарве. По его мнению, это совершенно несправедливо и еще один пример того, как остальная Эстония относится к Нарве. А говоря о том, что происходит на футбольном поле, Бурдаков не скрывает ощущения, что иногда на «Нарва Транс» распространяются одни правила, а на остальные клубы — другие правила.
В среду рабочий день Бурдакова начинается в 10 утра. Помимо футбольного клуба, он управляет транспортной компанией, и перед тем, как встретиться с журналистом Soccernet.ee, было необходимо с одним водителем составить план обслуживания автомобиля, находящегося в Риге.
Кабинет Бурдакова, летом отметившего свое 70-летие и отмеченного серебряной медалью Футбольного Союза, расположен на третьем этаже офисного здания на улице Тиймани. На столе представителя «старой школы» нет компьютера, зато везде стопки бумаг и карманный калькулятор. Несмотря на то, что пара моделей автомобилей намекают на транспортную организацию, остальные вещи в кабинете все же относятся к футболу.
Вымпел «Нарва Транс», кубки и другие футбольные памятные вещи, включая фотографию с автографом Лучано Спаллетти, известного итальянского специалиста, который был главным тренером санкт-петербургского «Зенита» в 2009-2014 годах. «Пару раз играли с «Зенитом» товарищеские матчи», — поясняет Бурдаков происхождение фотографии.
Кстати, «Зенит», который играет в Лиге чемпионов и почти каждый сезон претендует на звание чемпиона России, для нарвитян как в «Жальгирис» из Каунаса для эстонских любителей баскетбола — за границей, но свой. Ну а собственно для нарвского футбольного клуба этот сезон не входит в число успешных, потому что перед завтрашним последним туром есть вероятность, что место в высшей лиге придется защищать в переходных играх.
В эпизодах, где интервьюер плохо знал русский язык, помогал вести беседу менеджер «Нарва Транс» Константин, сын Николая Бурдакова. Но когда разговор заходил о футболе, перевод почти не требовался.
Господин Бурдаков, начнем со вторничного поединка с «Калевом». На мой взгляд, такая ничья 1:1 была типичной для «Нарва Транс» в этом сезоне – играли неплохо, но реализовать весь потенциал не удалось. А вы как считаете?
Желаемый результат не пришел. У нас действительно было много игр в этом году, где мы неплохо выступали, но результата не было. Это наша слабость. Мы не можем наше игровое преимущество превратить в хороший результат, так как в команде не хватает игроков, которые могут решать матчи в атаке.
Джеффри должен быть таким игроком, верно?
Конечно, должен. Предыдущий главный тренер с уверенностью заявлял, что Джеффри станет тем лидером, кто внесет решающий вклад в атаку. К сожалению, этого не произошло. Он просто не способен на это.
Что ему не хватает?
Многих вещей! У него хорошая физическая подготовка, но его понимание футбола, техники, точности ударов и основных игровых навыков недостаточно для чемпионата Эстонии. Но все это проявилось только тогда, когда он уже находился в Эстонии и контракт был подписан. Я и другие члены правления клуба совершили ошибку, послушав тогда главного тренера Дженка Озджана. У нас был выбор из нескольких нападающих, но Озджан желал только его. Он сказал, что Джеффри станет лучшим нападающим «Премиум Лиги» …
Оглядываясь назад, было ли ошибкой нанять Дженка до конца сезона?
Наверное, да. Так и есть. Оказалось, что ему не хватило опыта или понимания того, как подготовить команду к сезону. Когда Озджан впервые работал у нас (с августа по ноябрь 2018 – прим.), он пробыл здесь недолго и в той роли, которая нам была нужна в тот момент. Из-за этого казалось, что он может стать подходящим решением для клуба — человеком, который может добиться хороших результатов. Но мы ошибались.
Олег Курочкин и Максим Грузнов, возглавившие команду после ухода Озджана, быстро дошли до периода, когда одержали победу в пяти матчах из семи, но сейчас от той формы почти ничего не осталось. Что случилось?
С одной стороны, упала форма игроков, с помощью которых мы добились таких хороших результатов во втором круге. Но с другой стороны, мы снова попали в болото, что, несмотря на хорошую игру, не получалось набирать очки. Например, в этом году мы трижды проиграли «Флоре» с разницей всего в один гол. Этот факт хорошо подытоживает весь наш сезон.
Мы также стали жертвами ошибок многих судей. В наши ворота поставили 11 пенальти, а мы заработали только два пенальти. Два гола, которые могли бы изменить результат, у нас несправедливо отняли. Это нельзя упускать из виду!
А когда команду ослабили травмы и дисквалификации, не было замены, потому что в нашу резервную команду входят молодые игроки, которые еще не готовы к уровню Премиум Лиги. В результате мы сейчас там, где находимся.
Очевидно, что на новый сезон вам нужен новый главный тренер.
Во-первых, сначала нужно гарантировать место в Премиум Лиге, а главный тренер, конечно, нужен. Но я пока не могу сказать, откуда он будет. Очень много поступает предложений от специалистов, которые хотят работать здесь, в Нарве. Телефон постоянно разрывается и стол полон заявок. Но Премиум лига – не самое простое место, куда можно прийти на работу. Дженк думал, что приедет сюда, добьется результатов, сделает себе имя, поднимет престиж и таким образом поднимется по карьерной лестнице.
Однако не все так просто. Особенно сейчас, когда средний уровень Премиум Лиги явно поднялся. В меньше степени это относится к командам на самом верху, но уровень команд в середине таблицы поднялся точно. В эстонской Премиум Лиге за последние 30 лет не было такой хорошей конкуренции.
Об этом говорят результаты игр, ведь много сюрпризов. Раньше можно было гораздо увереннее сказать, где мы выиграем в любом случае, а где почти нет вариантов. И в такой ситуации ошибки судей особенно недопустимы, потому что потерпевшие должны платить за них высокую цену.
Скоро вернемся к теме судей, но сначала еще один вопрос о функционировании «Нарва Транс». После того, как вы из множества заявлений определитесь с тремя-четырьмя, как родится окончательное решение о том, кто станет новым главным тренером? Как принимаются решения в команде? Это только вы или этот круг шире?
Я не единственный, кто принимает решения. Второй срок Дженка Озджана в Нарве был в первую очередь предложением других членов руководства клуба, особенно Кости.
Я, наконец, согласился с ними, хотя у меня были сомнения. Но не было других кандидатов, в которых я бы твердо верил. Все остальные были менее знакомы. И еще одно замечание по поводу Дженка — когда он пришел к нам в конце 2018 года, ситуация была спокойной — нам некуда было ни взлетать, ни падать, и состав был приличным. Вот как он одержал те победы в то время (в конце 2018 года «Нарва Транс» Озджана выиграл 8 из 14 игр, в этом сезоне — 0 из 8 (прим.)).
Но, помимо меня и Кости, мы обсуждаем клубные с моей женой Галиной, дочерью Кристиной и членом правления Игорем Сумароком.
Получается, что в вашем случае ФК означает не только футбольный клуб, но и фамильный (семейный) клуб?
Выходит так. С одной стороны, это наше преимущество, потому что все люди свои, они не могут быть равнодушны к общему делу. Сотрудникам тоже нужно платить, но для нас «Нарва Транс» — это одновременно и хобби, и работа, мы работаем здесь ради футбола.
Футбол требует определенных обязательств. К сожалению, в Нарве нет людей, которые хотели бы протянуть руку помощи нашему мероприятию. Мы не закрытый клуб, мы открыты для людей, которые хотят помочь нам финансово или своей работой. В Нарве таких людей почти не найти.
К счастью, у нас все еще есть сторонники. Нас связывает долгое совместное сотрудничество со «Sportland» под руководством Аре Алтрая, также с «Фама Кескус» и «Lux Express». И город Нарва нас по-прежнему поддерживает.
А теперь о судьях! В конце октября вы встретились с ФКИ «Левадия» и проиграли 1:2, причем оба гола были забиты с пенальти. После этой игры я вспомнил дискуссию, которая разгорелась между нарвскими футбольными фанатами на странице вашего сына Константина в Фейсбуке с жалобами на несправедливость судей. Однако мотивом для этой дискуссии было то, что остальная часть Эстонии хочет, чтобы «Нарва Транс» исчез из Премиум Лили, потому что это Ида-Вирумаа, это Нарва, это «Транс» и здесь говорят по-русски. Неужели так думают связанные с футболом люди в Нарве?
Это волнует людей, которые смотрят футбол. Если они видят в играх отношение судей к нашей команде, которое всегда одинаково, то, конечно, это накладывает свой отпечаток. Именно так начинаются подобные истории.
В скольких играх против нас назначили два пенальти? Как минимум в двух (Бурдаков прав — в июне против «Тулевика» и в октябре против ФКИ «Левадия» — прим.). Давайте возьмем то поражение 0:2 от «Тулевика». Если первый пенальти был понятен, то во втором случае Ири не задел соперника, который упал. И был назначен второй пенальти, который, по понятным причинам, решил судьбу этого матча. Почему такое решение? Потому что считается, что Ири всегда ошибается. Но судья не имеет права так думать!
Теперь мы возьмем пенальти против нас в Пайде (в 7-м туре, когда «Нарва Транс» проиграл 1: 2 – прим.). Это полная чушь. Судья близко видел всю ситуацию, стоял в нескольких метрах, но противник упал, и решением судьи стало пенальти (Бурдаков имеет полное право злиться, этот пенальти был на 100% несправедливым – прим.). Кроме того, в этой игре мы получили девять желтых карточек.
Я правильно понимаю, что по вашему мнению «Нарва Транс» не начинает игры с нуля, и что среди судей есть предубеждение против команды?
Это я не могу прокомментировать.
Но чувствуете ли вы, что к «Нарва Транс» есть антипатия?
Да, я это чувствую. Со стороны нескольких судей. Я так чувствую, это правда.
Я хочу, чтобы судьи чувствовали ответственность за неправильные решения. И чтобы они поняли, что человеческие судьбы зависят от этих неправильных решений. Ошибки могут и будут совершаться всегда. Но я в футболе не первый год. Я знаю эту игру и понимаю, как эпизоды образуют неестественную последовательность.
Например, после последней игры с «Курессааре» («Нарва Транс» выиграл 3:0 – прим.), я подошел к судье и сказал: отличная игра. Он разрешал единоборства и четко выдерживал линию. Никаких вопросов не возникло. Лучшая судейская работа, что я видел в этом сезоне, потому что его отношение к обеим командам было одинаковым. Не могу сказать этого о вчерашней игре.
Но если вы чувствуете, что в отношении «Нарва Транс» преобладает антипатия, это большая проблема.
Я не уверен, что другие тоже так думают. Я много раз разговаривал с Айваром Похлаком о судьях на протяжении многих лет, но в последние годы он говорит, что эта область имеет к нему мало отношения. Повторяю: судьи всегда ошибаются, этому нельзя сопротивляться, но я хочу, чтобы судье конкретно показали его ошибку и дали понять, что это не должно повториться.
С нашей точки зрения, сейчас это не так. Я не хотел бы больше говорить о судьях, но скажу то же самое, что неоднократно говорил Айвару: работа судей в Эстонии нуждается в реформе. Судьи должны нести ответственность за неправильные решения. Чтобы они действительно могли почувствовать, когда их ошибка решила исход встречи.
Это чувство очень важно. Люди, наблюдающие за нашими играми на трибуне, чувствуют отношение судей. Также футболисты «Нарва Транс». Если в начале матча рефери принимает неправильные решения в ущерб нам, игроки пугаются и гораздо осторожнее входят в единоборства, что влияет на результативность и итог матча.
Значит «Нарва Транс» судьям не доверяет?
Я бы так не сказал. Но такое ощущение, что во многих играх отношение к нам и к сопернику неодинаковое.
Думаю, пора сменить тему. Но давайте поговорим о том, что вы чувствуете как президент «Нарва Транс». Например, считаете ли вы, что для остальных эстонских клубов победа в Нарве — отдельный трофей, который ценится выше любой другой выездной победы?
В Нарве всегда было сложно побеждать.
Вызывает гордость такой статус «Нарва Транс»?
Победа над хорошим соперником — это гордость. Иногда даже когда нет результата при хорошей игре. Но статус Нарвы в эстонском футболе, к сожалению, падает. Нарва отстает от остальной Эстонии. Не только в футболе, но и в других сферах. Хорошим доказательством является недавнее решение правительства о строительстве крытого футбольного холла (согласно решению правительства, ида-вирумааский футбольный холл будет построен в Йыхви, а не в Нарве, как было рекомендовано Футбольным Союзом – прим.).
Считаете ли вы, что остальная часть Эстонии не считает Нарву полноценной частью Эстонии?
Да, не считает. Я живу в Нарве с 1967 года, то есть 53 года. Я прожил здесь практически всю свою жизнь, потому что приехал сюда 17-летним молодым парнем. Наш народ и наш город хотят и должны быть равными с остальной Эстонией.
Несколько лет назад на национальном уровне было написано, что нарвский стадион «Кренгольм» должен стать представительным стадионом Ида-Вирумаа, но позже случился кризис, не было денег. А теперь, когда делили деньги на строительство крытых футбольных холлов, как можно было лишить этого Нарву?
Согласен на все сто процентов.
Вот такое отношение эстонских властей к Нарве! Наш клуб обучает 300 детей, которые сейчас овладевают футбольными навыками в школьных залах. Все мы знаем, что это означает большое отставание в футбольном развитии. Я не понимаю, как правительство могло принять такое решение…
Что ж, мы знаем причину. В Йыхви у власти находится Центристская партия, поэтому средства на финансирование футбольного холла из государственного бюджета пошли туда. Политическая ситуация в Нарве иная, поэтому здесь его не строят.
Какая у них власть в Йыхви? Лидеры переизбираются каждую неделю! Футбольный холл будет построен в Йыхви, а не в Нарве по просьбе Мартина Репински. Это абсолютно несправедливо. И если я говорю это как руководитель клуба, еще более болезненно эту несправедливость ощущают родители, которые хотят нормальных условий для своих детей. Но, конечно, ситуация сказывается и на главной команде, которой сложно готовиться к сезону.
Сейчас мы подробно поговорили о проблемах — нынешний сезон, Дженк Озджан, решения судей не в пользу «Нарва Транс», строительство крытого холла. Но у меня такое чувство, что, несмотря на все это, у вас нет возможности оставить футбол, потому что вы не можете без него жить?
Конечно. По крайней мере на данный момент. Но если в какой-то момент я увижу, что возможности для прогресса вообще нет, то может возникнуть вопрос, в чем смысл всего этого. Посмотрим, что происходит в других городах Ида-Вирумаа? В Силламяэ нет футбола. Кохтла-Ярве выпал даже из Эсилиги. Сергей Иванов руководит клубом в Йыхви, но там тренируются только дети.
Если мы придем с «Трансом» в тупик и почувствуем, что мы никому не нужны, тогда, может быть, нам придется остановиться, хотя вместе с «Флорой» мы — единственный клуб, который постоянно играет в Премиум Лиге Эстонии с 1992 года.
«Нарва Транс» — очень ценная часть эстонского футбола.
Кто это утверждает?
На данный момент я освещаю Эстонскую Премиум Лигу более 15 лет подряд.
(Смеется вслух) К сожалению, я не думаю, что мы сможем найти с тобой много единомышленников! На самом деле, наша ситуация непростая, потому что становится все труднее и труднее найти средства для развития футбола на высоком уровне.
Если бы в Нарве решили построить крытый холл, это дало бы нам огромный положительный импульс в эмоциональном плане. Наконец, мы тоже смогли бы тренироваться в наших обычных условиях.
Но сейчас мы все равно сдаваться не собираемся.
* * *
Завтра «Нарва Транс» примет таллиннский «Легион» в последнем туре Премиум Лиги. Если они выиграют, то обгонят «Легион» и закончат сезон на 7-м месте. В случае ничьи — 8 место. В случае поражения «Нарва Транс» займет 9-е место и окажется в переходных играх, если «Курессааре» в параллельном матче победит таллиннский «Калев».
Репортаж из Нарвы подготовил журналист Soccernet.ee Отт Ярвела.
Перевод на русский – пресс-служба «Нарва Транс»