Николай Бурдаков рассказал, что, действительно, на настоящий момент уже зарегистрировано MTÜ Jalgpallikool Narva Trans.
Н.Б.: Да, это требование существует уже много лет, оно предъявляется к клубам, входящим в состав Премьер-лиги и Первой лиги. К командам этих лиг выдвигаются различные требования и наличие детских команд, а значит, развитие футбола на клубном уровне – одно из главных требований.
– Что даст клубу выделение детского футбола в отдельную структуру?
Г.Б.: Это нужно для того, чтобы иметь возможность развивать футбол на более профессиональном уровне. Школа дает возможность более качественно организовать тренировочный процесс, воспитывать ребенка, прививать ему любовь к активному, здоровому образу жизни. И посредством этого дать возможность одаренным детям плавного перехода в структуру клуба подготовленными футболистами. Наша цель — как воспитать профессионального футболиста, так и задействовать тех детей, которые хотят заниматься, получать спортивные навыки и вести здоровый образ жизни. Эти две задачи должны идти параллельно, поскольку мы не можем быть чисто спортивной школой. У нас должна быть хорошая, правильно организованная структура, которая охватывала бы и тех, кто хочет заниматься футболом на любительском уровне, и тех, кто желает развиваться профессионально. Наряду с этим мы заинтересованы в том, чтобы игроки нашей профессиональной команды, посвятившие футболу много лет, находили себя и дальше в этой профессии, становились тренерами и передавали свой опыт детям.
– Потребует ли создание школы футбола больше кадров?
Г.Б.: Безусловно, мы постараемся расширить нашу деятельность и привлечь к занятиям футболом большее число детей, а это, в свою очередь, потребует большего числа квалифицированных тренеров, любящих детей и свою работу. Нам нужно будет со своей стороны их учить, помочь более грамотно организовать тренировочный процесс, организовать соревновательную деятельность.
– Будете готовить собственные кадры или приглашать со стороны?
Н.Б.: В первую очередь, конечно, хотелось бы, чтобы пришли наши бывшие футболисты. Также очень заинтересованы в получении лицензии на деятельность школы и от Министерства образования, которая гарантирует получение определенных льгот от государства при оплате занятий.
– Оплата будет как и в любой другой школе по интересам?
Н.Б.: Нет, она у нас несколько выше и составляет в настоящий момент 10 евро в месяц. В сравнении с таллиннскими клубами это очень доступная плата, которая, конечно же, не покрывает и 10-й части тех расходов, которые связаны с организацией всего, и основная нагрузка ложится на клуб. Мы понимаем в свою очередь, что в Нарве уровень жизни людей несколько ниже, поэтому и плату держим пока на таком уровне.
В Нарве в игровых видах спорта, не считая хоккея, нет возможности роста. Секции при спортшколах работают с полным набором, с полным штатом тренеров. Дети тренируются, а играть на более высоком уровне нет возможности. Первая, вторая лига — не выше, далее команд нет. Хотя город вкладывает достаточно большие средства в эти виды спорта.
У нас в настоящее время ряд молодых воспитанников попадает в основной состав взрослой команды. И это совершенно другой уровень, также есть перспектива не только остановиться на нашей команде, но и двигаться дальше.
– Взрослые игроки команды получают заработную плату?
Н.Б.: Да. Они заинтересованы попасть в команду и держаться в ней, а также быть приглашенными в более сильные клубы. И такая возможность существует: за всеми игроками Премиум-лиги следят агенты других государств, и в Эстонии довольно много примеров, когда футболисты делают карьеру.
Г.Б.: И все же я считаю, что основными ценностями в воспитании будущего футболиста должно закладываться не только намерение зарабатывать деньги, а любовь к футболу, желание заниматься любимым делом, жить яркой интересной жизнью, быть товарищем, готовым прийти на помощь. Это уже задачи тренеров и руководства клуба.
Н.Б.: Наша главная задача, конечно же, иметь больше воспитанников, которые попадали бы в нашу взрослую команду и шли в своей профессии дальше.
– Карпин, например…
Н.Б.: Это самый яркий пример в достижениях нарвского футбола. Но у нас есть целый ряд воспитанников, которые играли в более сильных чемпионатах и более сильных клубах, это и Владислав Иванов, Кирилл Нестеров, Евгений Новиков и Никита Андреев. Потенциал молодых ребят сейчас достаточно высокий. И при полной самоотдаче в тренировках и играх у них есть возможность профессионального роста. Среди наших «маленьких звездочек» Артем Шкинев, Влас Синявский, Вадим Михайлов, Никита Савенков – и все зависит, в первую очередь, от самих ребят, а мы должны им помочь.
Г.Б.: Но это трудная работа. Тренировки, учеба и снова тренировки. Это даже не просто работа, это уже образ жизни, который перерастает в профессию.
Н.Б.: Чтобы стать профессионалом высокого уровня, у футболиста не просто должно быть желание играть в футбол, этого хотят почти все мальчишки, но это должен быть каждодневный труд. Только тогда можно на что-то рассчитывать и мечтать о том, что ты станешь футболистом высокого класса и каждый клуб будет мечтать заполучить тебя в свой состав.
– Что же может дать футбольная школа, помимо тренировок, в воспитании футболиста такого уровня?
– А ведь всех их надо доставить на соревнования…
Н.Б.: Это серьезная статья расходов. Ведь Нарва — самый дальний от столицы город и нам нужно постоянно куда-то ехать, в то время как столичным клубам для встреч между собой этого не требуется.
Детские команды в чемпионате Эстонии участвуют бесплатно, для участия же женской, взрослой (третья лига) и главной (Премьер-лига) команд установлены взносы за участие. И каждый год это составляет около 10 000 евро. В качестве поддержки в финансировании со стороны города клуб получает такие же подушные деньги на ребенка, как любой другой. В прошлом году у нас на одного ребенка выходило порядка 64 евро на год.
– Все ли готово к открытию школы и когда начнутся занятия?
Н.Б.: На самом деле они уже идут. Здесь больше формальный, юридический момент. Тренеры будут работать те же, что и прежде, только нужно увеличить их число как минимум на одного человека. Это, опять же, проблемы с подготовкой. Нужно пройти несколько ступеней, начиная с низшей. Определенные проблемы с кадрами, конечно же, есть. И работа эта подходит не для любого, да и курсы проходят на эстонском языке. Хорошо, что языковой барьер у молодежи уже уходит, и 17-18-летние ребята владеют эстонским языком уже на достаточном уровне.
– Зато у клуба теперь есть свой современный стадион.
Н.Б.: Этот стадион «Калев-Фама» клубу сдан в бессрочную аренду. В то, что мы сейчас имеем, вложили свои средства и силы и город, и Футбольный союз Эстонии, и клуб. Но сейчас у нас очень хорошая база, за что большое спасибо всем причастным к её созданию. Город помогает нам в содержании стадиона, которым пользуются также школы, другие клубы, проводятся первенства города. Клубам и школам стадион предоставляется бесплатно.
Г.Б.: База у нас сейчас действительно великолепная. Есть раздевалки, есть поля, есть холл с искусственным полем. Для занятий детей созданы хорошие условия.
Н.Б.: Правда, удобного времени, которое все хотят получить для тренировок, не хватает. Поэтому для города было бы неплохо иметь еще одно-два искусственных поля, как это есть в других городах Эстонии.
– Что хотите сказать в завершение нашей беседы родителям маленьких нарвитян?
– Хочется обратиться к родителям нашего города, которые хотят, чтобы их дети занимались футболом и вели активный, здоровый образ жизни. Мы ждем вас в нашем клубе! А телефоны, по которым следует к нам обращаться, и информацию о нас можно найти на сайтах клуба: www.fctrans.ee и www.fctrans.ru.